Холст - это основная область интерфейса Grasshopper. Именно на нём мы располагаем ноды, протягиваем между ними связи и добавляем поясняющие комментарии. Также на холст можно добавить свой фирменный рисунок.


Добавляем на холст ноды

Установить нод на холст можно следующими способами:

  1. Кликните левой кнопокой мыши по нужному ноду на Палитре компонентов, затем кликните в свободном месте Холста.
  2. Кликните левой кнокой мыши по нужному ноду на Палитре компонентов и, не отпуская кнпоку перетащите иконку компонента на Холст. В нужном месте просто отпустите кнопку мыши.
  3. Сделайте двойной клик левой кнопкой мыши в свободном месте холста и в открывшемся поле ввода начните вводить символы. Подробнее об этом способе здесь.
  4. Нод можно скопировать и вставить:


Удаляем ноды с холста

Выделяем ноды, жмём на клавишу Delete, или с помощью меню Edit > Delete.


Выделяем ноды

Правила выделения мышью нодов на Холсте Grasshopper'a аналогичны правилам выделения объектов в окне Rhino. Зажимаем левую кнопку мыши и, не отпуская, протягиваем рамку вокруг выделяемых объектов.

Выделить все ноды поможет клавиатурное сокращение Ctrl+A или Меню Edit > Select All.

Модифицировать выделение из меню Edit можно следующими способами:


Компонуем ноды

Ближе/дальше от зрителя

На Холсте ноды и объекты могут перекрывать друг друга. Какой объект будет ближе к "поверхности" холста, а какой к "плоскости" экрана можно определить с помощью набора команд Arrange (Расположить).

Выделяем перемещаемый объект(ы) и выбираем в Меню Edit (Правка) нужную команду.

Arrange


Зрительно отделяем от остальных нодов

Group (Сгуппировать)

Правка > Сгруппировать

Объединяет ноды на Холсте в группу.

Команда доступна из Меню Edit > Group или из Кругового Меню Холста.

Группа - это всего лишь визуальное объединение и на обсчёт решения никакого влияния не оказывает.
Но группировка удобна для того, чтобы логически отделить один этап решения задачи от другого.
К группе можно добавить поясняющие надписи. Сделать это можно разными способами. Например, кликнуть в свободном месте поля группы правой кнопкой мыши и в самой верхней строке контекстного меню (пока пустой) набрать нужную подпись.

Название Группы

В группу может входить и всего лишь один нод. Так что этот способ годится и для того, чтобы видеть нод и с иконкой и с полным названием.

Название Нода

Название можно скопировать, кликнув по картинке нода правой кнопкой мыши, выделив его из верхней строки контекстного меню, а затем нажав Ctrl+C.


Поле группы можно сделать абсолютно прозрачным (см. далее) и тогда видно будет лишь подпись, без цветного поля.

Название Нода прозрачное

Иной способ добавить подпись к группе - это включить в состав группы элемент Scribble (Надпись).

Подпись Scribble

Пример организации дефинишина с помощью групп и надписей Scrribble.

Группы и подписи Scribble


Форма рамки вокруг нодов, объединённых в группу может быть не только прямоугольной.

Формы рамок Групп

Меню Edit содержит минимум команд по управлению группами: Group (Сгруппировать) и Ungroup (Разгруппировать). Остальные команды ищите в контекстном меню по щелчку правой кнопкой мыши в свободном поле группы.


Ungroup (Разгуппировать)

Правка > Разгруппировать

Разъединяет группы компонентов на Холсте на отдельные ноды, сохраняя нити связей между ними.

Если одна группа являлась вложенной по отношению к другой, то иерархия сохранится, несмотря на разбиение текущей группы. То есть ноды из подгруппы перейдут в группу более высокого порядка.


Cluster (Кластер)

Кластер

Дословный перевод слова Cluster - группа. Только это группа другого типа. На обсчёт дефинишина упаковывание в кластер тоже никакого влияния не оказывает. Все ноды, входящие в кластер упаковываются в отдельный Холст и по умолчанию не видны. А если зайти в этот субхолст, то скрываются внешние по отношению к содержимому кластера ноды. Когда Ваш дефинишн становится слишком громоздким, а отдельные его части кажутся вполне законченными, то удобно упаковать их в компактные кластеры.
Более того, кластер можно сохранить в виде отдельного особого файла и после использовать в других дефинишинах удобным способом как отдельное решение.

Кластер

После упаковки кластер принимает форму нода: в него можно добавить входы и выходы, переназвать их,а также изменить иконку. И даже можете добавить свой новый "нод" в одну из палитр в качестве нового компонента, либо насобирать целую палитру своих "компонентов". Как это сделать смотрите выше (Создать Пользовательский Объект).

Чтобы упаковать ноды в новый кластер, нужно их предварительно выделить.
Чтобы войти в уже существующий кластер достаточно совершить на нём двойной клик мышью.

Или воспользоваться его контекстным меню, доступным по клику правой кнопкой мыши.


Добавляем надписи

Надписи внутри нодов

Названия нодов

Переименование нода

Кликаем правой кнопкой мыши по центральной части нода в области его текущего названия и в верхнем поле контекстого меню меняем надпись.


Названия входов и выходов

Аналогично названию нода меняется название входа/выхода, только кликать правой кнопкой нужно в обасти изменяемого названия.

Переименование входа/выхода


Названия слайдеров

Слайдеры по умолчанию (до подключения куда-либо) имеют надпись Slider, после подключения ко входу нода подхватывают название этого нода.

Переименование Слайдера

Сменить имя слайдеру можно в верхнем поле названия по клику правой кнопкой мыши, либо в редакторе слайдера. Чтобы войти в Редактор Слайдера нужно в его контекстном меню выбрать Edit, а затем в поле Name изменить имя.

Переименование Слайдера в Редакторе

Если в поле Name редактора, либо в верхей строке контекстного меню ничего не окажется, слайдер подхватит название входа, к которому будет подключен.


Названия Панелей.

Компонент Panel (Текстовая Панель) также легко переименовывается через первую строку контекстного меню.

Переименование Панели

Если удалить название у Панели, то она будет выглядеть как поле заданного цвета лишь со входом и выходом (без заголовка).


Добавление надписей в произвольном месте

Элемент Scribble (Надпись).

Подпись Scribble

Пример организации дефинишина с помощью групп и надписей Scrribble.

Группы и подписи Scribble


Рисование на Холсте

Набросок с помощью Скетча

Кнопка создания Скетча

Create Skethc Object (Создать Объект-Скетч).

Создать Объект-Скетч.

Задействует инструмент в виде карандаша, позволяющий нарисовать на холсте линию "от руки". Можете нарисовать любое количество линий, но пока Вы не нажали кнопку подтверждения (d), ваша линия не становится отдельным объектом на холсте, а все нарисованные до нажатия кнопки линии будут воспринимать следующие настройки в открывшейся дополнительной Панели Набросков:

  1. Cлайдер толщины линии. Доступная толщина до 30 пикселей. Однако, если кривая будет передаваться в Rhino, её толщина будет нулевой, как и у остальных линий в Rhino.
  2. Выпадающий список Типа Линии.

    Типы линий Скетча.

  3. Кнопка выброра цвета. Открывает стандартное окно выбора цвета (в данном случае) линии.
  4. Кнопка подтверждения создания объекта на Холсте.
  5. Кнопка сброса. Объект на Холсте создан не будет.

После создания Скетч-Объекта на Холсте, его можно выделить, кликнув по нему левой кнопкой мыши.

Скетч-Объект можно перемещать по Холсту, а также смещать по глубине холста относительно других объектов с помощью Меню Edit > Arrange, предварительно выделив их.

Скетч-Объекты можно передать в среду Rhino в качестве кривых, отредактивать их там, а потом поместить уже обратно на Холст в Grasshopper.
Для этого кликните по Скетч-Объекту правой кнопкой мыши и воспользуйтесь его контекстным меню:

Контекстное меню Скетч-объекта.

  1. Выделенный Скетч-Объект.
  2. Attributes (Атрибуты). Открывает Панель Создать Скетч-Объект.
  3. Send to Rhino (Передать в Rhino). Создаёт в среде Rhino такую же кривую (только нулевой толщины и сплошную). Кривая будет создана в Rhino в тех же координатах, что и на Холсте Grasshopper.
  4. Load from Rhino (Загрузить из Rhino). Помещает выделенные в Rhino кривые на Холст Grasshopper. Координаты кривых соответствуют.

    Можно передать в Rhino одну линию, а после правки вернуть в Grasshopper множество или даже целый логотип вашей компании, выполненный в кривых. Если такой дефининш сохранить, как стартовый документ, то это позволит Вам массово создавать фирменные документы Grasshopper.

  5. Simplify (Упрощение). Чем ближе ползунок слайдера к правому краю, тем более сглаженной будет кривая. После настройки ползунка действие необходимо подтвердить (кнопка Commit changes) или отменить (кнопка Cancel Changes).
  6. Color (Цвет). Открывает стандартное окно выбора цвета.
  7. Help (Справка). Открывает окно Раздела Справки со сведениями о Скетч-Объектах.


Перенос произвольного векторного рисунка из Rhino на Холст Grasshopper'a

Последовательность переноса рисунка:

Создание Скетч-объекта.

  1. Кликаем по кнопке с карандашом.
  2. Рисуем произвольную линию.
  3. Кликаем по ней правой кнопкой мыши и выбираем пункт Send to Rhino (Отправить в Rhino). Больше эта линия в Rhino не понадобится.
  4. В Rhino нужно открыть, либо создать нужный рисунок с помощью кривых. Штриховку (если она нужна) нужно тоже преобразовать в кривые (с помощью команды Explode (Расчленить (Разорвать)).
  5. На холсте Grasshopper'a снова кликаем правой кнопой мыши на том-же Скетч-объекте и выбираем Load from Rhino (Загрузить из Rhino).
  6. В окне Rhino выделяем нужные кривые.
  7. Если кривые слишком толстые, то можно через их контекстное меню Attributes (пункт b на картинке выше предыдущей) толщину изменить.
  8. Если сохранить файл Grasshopper'a с внедрённым таким образом логотипом в качестве стартового, то каждый ваш новый документ будет выглядеть, как фирменный.

Инструменты холста

Панель Инструментов Холста (Canvas Toolbar)

Панель Canvas Toolbar

В основном, предназначена для управления отображением Холста в Grasshopper и объектов во вьюпортах Rhino.

  1. Открыть сохранённый на диске документ Grasshopper.
  2. Сохранить на диск документ Grasshopper.
  3. Выпадающий список предустановленных масштабов отображения Холста. Также, в режиме реального времени, отображает текущий масштаб отображения Холста.
    Кликнув в поле, можно с клавиатуры задать произвольный масштаб.
  4. Выпадающий список специального масштабирования.

    Focus Canvas Toolbar

    1. Zoom Selected (Масштабировать по Выделенным). Если на Холсте есть выделенные компоненты, то масштаб Холста станет таким, чтобы эти компоненты полностью помещались в окно Grasshopper'a.
    2. Focus on Upper Left (Фокус на Левом Верхнем крае). Масштаб не изменится. Но окно Grasshopper'a отобразит левый верхний угол области Холста, занятой компонентами Grasshopper.
    3. Focus on Upper Right (Фокус на Правом Верхнем крае). Масштаб не изменится. Но окно Grasshopper'a отобразит правый верхний угол области Холста, занятой компонентами Grasshopper.
    4. Focus on Lower Left (Фокус на Левом Нижнем крае). Масштаб не изменится. Но окно Grasshopper'a отобразит левый верхний угол области Холста, занятой компонентами Grasshopper.
    5. Focus on Lower Right (Фокус на Правом Нижнем крае). Масштаб не изменится. Но окно Grasshopper'a отобразит правый нижний угол области Холста, занятой компонентами Grasshopper.
    6. Zoom on Preview (Масштабировать по выбранной геометрии). Масштабирует вьюпорт Rhino таким образом, чтобы геометрия, создаваемая выделенными компонентами Grasshopper полностью помещалась в активное окно просмота Rhino.
  5. Store Current View (Сохранить Текущий Вид). Открывает Named View Editor (Редактор Именованных Видов), позволяющий сохранить текущий вид, задав ему нужные параметры:

    Сохранение именованного вида.

  6. Restore Named View (Восстановить Именованный Вид).

    Восстановление именованного вида.

    Выпадающий список, позволяющий вернуться к сохранённому ранее именованному виду.
    При наведении курсора на крестик, расположенный справа от имени сохранённого вида, крестик становится красным и клик по нему приведёт к безвозвратному удалению сохранённого вида.
  7. При сохранении документа, данные о сохранённых видах сохраняются.

  8. Create Skethc Object (Создать Объект-Скетч).

    Создать Объект-Скетч.

    Задействует инструмент в виде карандаша, позволяющий нарисовать на холсте линию "от руки". Можете нарисовать любое количество линий, но пока Вы не нажали кнопку подтверждения (d), ваша линия не становится отдельным объектом на холсте, а все нарисованные до нажатия кнопки линии будут воспринимать следующие настройки в открывшейся дополнительной Панели Набросков:
    1. Cлайдер толщины линии. Доступная толщина до 30 пикселей. Однако, если кривая будет передаваться в Rhino, её толщина будет нулевой, как и у остальных линий в Rhino.
    2. Выпадающий список Типа Линии.

      Типы линий Скетча.

    3. Кнопка выброра цвета. Открывает стандартное окно выбора цвета (в данном случае) линии.
    4. Кнопка подтверждения создания объекта на Холсте.
    5. Кнопка сброса. Объект на Холсте создан не будет.

    После создания Скетч-Объекта на Холсте, его можно выделить, кликнув по нему левой кнопкой мыши.

    Скетч-Объект можно перемещать по Холсту, а также смещать по глубине холста относительно других объектов с помощью Меню Edit > Arrange, предварительно выделив их.

    Скетч-Объекты можно передать в среду Rhino в качестве кривых, отредактивать их там, а потом поместить уже обратно на Холст в Grasshopper.
    Для этого кликните по Скетч-Объекту правой кнопкой мыши и воспользуйтесь его контекстным меню:

    Контекстное меню Скетч-объекта.

    1. Выделенный Скетч-Объект.
    2. Attributes (Атрибуты). Открывает Панель Создать Скетч-Объект.
    3. Send to Rhino (Передать в Rhino). Создаёт в среде Rhino такую же кривую (только нулевой толщины и сплошную). Кривая будет создана в Rhino в тех же координатах, что и на Холсте Grasshopper.
    4. Load from Rhino (Загрузить из Rhino). Помещает выделенные в Rhino кривые на Холст Grasshopper. Координаты кривых соответствуют.

      Можно передать в Rhino одну линию, а после правки вернуть в Grasshopper множество или даже целый логотип вашей компании, выполненный в кривых. Если такой дефининш сохранить, как стартовый документ, то это позволит Вам массово создавать фирменные документы Grasshopper.

    5. Simplify (Упрощение). Чем ближе ползунок слайдера к правому краю, тем более сглаженной будет кривая. После настройки ползунка действие необходимо подтвердить (кнопка Commit changes) или отменить (кнопка Cancel Changes).
    6. Color (Цвет). Открывает стандартное окно выбора цвета.
    7. Help (Справка). Открывает окно Раздела Справки со сведениями о Скетч-Объектах.

  9. Режим отображения Preview Off (Предварительное отображение Отключено).

    Режим отображения Preview Off

  10. Режим отображения Wireframe (Каркасный).
  11. Режим отображения Wireframe

  12. Режим отображения Shaded (Затенённый).
  13. Режим отображения Shaded

  14. Режим отображения только выделенных

    Only Selected (Только Выделенные). Включает режим отображения в окне Rhino только тех объектов, ноды которых выделены в на Холсте Grasshopper'a.
  15. Кнопка Document Preview Settings

    Кнопка Document Preview Settings (Настройки Предпросмотра Документа). Открывает диалоговое окно Document Preview Settings, в котором можно настроить как именно будут отображаться в окне Rhino объекты, генерируемые текущим документом Grasshopper'a.

    Окно настройки отображения объектов

    Окно настройки делится на несколько участков: область предпросмотра, область настройки цвета и область коллекции.

    1. В области предпросмотра мы видим два настраиваемых объекта: Normal (Обычный) - таким цветом и прозрачностью будут отображаться объекты в обычном состоянии.
    2. Selected (Выделенный). Так будут отображаться объекты, ноды которых выделены на Холсте Grasshopper'a.
    3. Стандартное окно настройки цвета.
    4. Манипулятор добавления настройки в коллекцию.
    5. Манипулятор удаления из коллекции настроек.
    6. Коллекция настроек цвета.

    Удаление цвета из коллекции

    Поместить настройку цвета в коллекцию можно только перетащив его эскиз на иконку зелёного крестика (+), а удалить, перетащив эскиз из коллекции на красный крестик (х).

    Чтобы выбрать цель изменения цвета - кликните по превью Normal или Selected. Текущий настраиваемый цвет выделен синей рамкой.

    Чтобы воспользоваться цветом из коллекции - перетащите его эскиз на нужное поле: Normal или Selected.

    Имейте ввиду, что стандатные красный и зелёный полупрозрачные цвета после первой же их перенастройки будут утеряны. Для предотвращения этого, либо предварительно добавьте их в коллекцию, либо воспользуйтесь следующими данными, как образцом, для создания такого же:


Preview Mesh Settings (Настройки Сетки Предпросмотра)

В основном, в Rhino создаются объекты, форму которых описывают математические формулы. Чаще всего эти формы абсолютно гладкие, так как можно легко получить параметры точек её поверхности в бесконечном количестве точек пространства. Но ресурсы компьютера не бесконечны и поэтому приходится просчитывать не бесконечное количество точек, а лишь достаточное для адекватного отображения.

Выбор режима отображения сетки предварительного просмотра и кго настройка.